Сайт действует по благословлению епископа Клинцовского и Трубчевского Владимира

    Меню
 


    Сегодня
 


    Наша Епархия
 

 
 
 
 
Клинцовская и Трубчевская Епархия

    Православие.ру
 

Церковный суд Екатеринбургской епархии постановил извергнуть схиигумен...
Иеромонах Нил (Григорьев) - о ссылке в лагерях, клинической смерти и я...
Груз прошлого не дает жить по-новому. Что делать?
В Издательском Совете прошла научная конференция «Церковь и историческ...
«Житие преподобного Сергия Радонежского для детей с вопросами и задани...
Митрополит Иларион: Храм Святой Софии - достояние всего человечества
«Чтобы защищать свое Отечество, надо быть готовым защищать свою веру»
Годовщину преставления святителя Иоанна (Максимовича) молитвенно отмет...
«У Господа Свой сценарий»
Монастыри Псковской епархии открываются для паломников

    Ссылки
 

Патриархия.ru
Брянская Епархия
Клинцовская и Трубчевская Епархия

    Патриархат
 

 Понед., 23 декабря 2024 г.
Синодальная богослужебная комиссия рассмотрела окончательный вариант с...
23 декабря Синодальная богослужебная комиссия провела заседание, на котором был рассмотрен окончательный вариант «Службы благодарственной ко Свя...
 Понед., 23 декабря 2024 г.
Председатель ОВЦС встретился с послом Катара в России
23 декабря в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась встреча митрополита Волоколамского Антония с Чрезвычайным и Полномочны...
 Понед., 23 декабря 2024 г.
Церковь оказывает помощь пострадавшим при обстреле Рыльска
По последним данным, при обстреле погибли пять человек. 12 жителей города пострадали, девять из них доставили в больницы.
 Понед., 23 декабря 2024 г.
Состоялось заседание Комиссии по делам старообрядных приходов и по вза...
Заседание провел председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Антоний, являющийся также председателем комиссии.
Московский патриархат

Храм в честь Рождества Христова г.Стародуб Брянской области Клинцовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)


Стародуб – очень древний город, но он один из крупнейших и самых оживленных городов Древней Руси. Впервые он упоминается в Лаврентьевской летописи за 1096 год, в котором сказано, что «Олег вбеже в Стародуб и затворился тут». Следовательно, город до этого уже существовал. Татары, поляки, литовцы, шведы, русские, украинцы, белорусы – все перебывали тут: одни жгли и уничтожали город, другие возрождали его.

Были здесь, по берегам реки Бабинца, впадающей в Ваблю, высокие кремлевские стены, оборонительные рвы и валы, сторожевые башни, ратуша, костел в готическом стиле, казармы знаменитого Стародубского полка и другие замечательные творения рук человеческих. Многие из этих сооружений связаны с именем стародубского полковника М. Миклашевского, из рода которого вышли сподвижники Суворова и декабристы.

В XIX веке в Стародубе были двадцать две церкви, среди них прекрасные произведения украинского барокко. В одном из сочинений казацкого летописания, а именно в «Летописи Самовидца» (XVIIв.), сказано, что стародубские церкви славились на всю Украину как по письму образов, так и по звону колоколов. Некоторые из этих церквей разобраны после войны, и это особенно прискорбно: они никому не мешали, а, наоборот, украшали город.

В Стародубе и его окрестностях, славящихся стариной и красотой окружающей природы, были и писали свои произведения Репин и Шишкин. Бывал здесь и Гоголь. Среди местных жителей, как это почти всегда бывает в древних городах. Ходят слухи о необычайно длинных и глубоких подземных ходах, якобы проложенных под городом в глубокой древности. Это возможно, но в Стародубе никто эти ходы не изучал, и, вероятно, слухи сильно преувеличены.

Культура Стародуба испытывала на себе влияние культур трех братских народов – русского, украинского и белорусского. Каменным свидетелем взаимного обогащения является древнейший памятник архитектуры брянского края – Рождественский собор, называемый также Старым или Казацким. По некоторым данным, он был построен в 1617 году, возможно, на месте существовавшего храма периода Киевской Руси; в соборе была обнаружена плита с надписью 1405 года. В 1677 и 1744 годах собор горел и оба раза восстанавливался. Особенно опустошительным был пожар в 1677 году, когда огнем был уничтожен весь город, даже его деревянные оборонительные стены и башни. Несмотря на это, первоначальный облик здания, видимо, не очень изменился.

Удивительна архитектура собора! Можно с уверенностью сказать, что другого подобного сооружения нет ни на Украине, ни в России. Изысканностью пропорций собор не отличается. Создается впечатление, что его строители особенно не считались с принятыми канонами культового строительства, а пытались создать нечто свое, преднамеренно непохожее на известные типы храмов. Трудно предположить также, что предварительно составлялся проект собора на бумаге или в виде макета. Создается впечатление, что компоновка объемов и наружная пластика здания менялись по ходу его возведения. Так, например, окна расположены в неожиданных местах, на разных уровнях, без всякой логики. Вид здания как-то по-особому архаичен.

В то же время это известный тип трехкамерноготрехкупольного храма. Неожиданным является, однако, и то, что в плане западных притвор – квадратный; центральная часть – восьмиугольная, а алтарная – пятиугольная. Все грани несимметричны относительно друг друга, собор перекошен вкривь и вкось. Купола – грузные, придавленные, совершенно не в духе живописных «украинских бань». Переход от вертикальных стен к купольным завершениям осуществлен с помощью странных по форме парусов, также расположенных несимметрично. Наружный декор храма своеобразен, формы карниза вызывают в памяти детали памятников далекого Соликамска и Мурома. В то же время в декоре есть что-то от приемов украинско-белорусского прикладного искусства, например оригинальные «точечные» украшения сильно вытянутых пилястр. И при всем этом – впечатление солидности, уравновешенности; ничего показного в архитектуре храма нет, но, раз увидев это странное здание, вы запомните его надолго.


Храм во имя Святителя Николая г.Стародуб Брянской области Клинцовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)


Церковь во имя Святителя Николая впервые упоминается в летописях в начале XVII в., но, видимо ещё до смутного времени. Храм был деревянный и за время своего существования неоднократно горел – в 1677 г. и в 1690г.

В XIX веке в храме была найдена медная табличка со следующей надписью «основася церковь сия в честь и память иже во святых отца нашего Николая архиепископа Мирликийских, чудотворца, - при святительстве господина Лазаря Барановича, архиепископа Черниговского, старанием и коштом пана Михаила Андреевича Миклашевского, полковника Стародубского с товариством и панами мещаны и положении мощи св. м. Сергия, року 1691 м. июня 28 дн.» Храм простоял почти сто лет.

В XVIII веке храм горел еще дважды, в 1786 г. после пожара в храме обрушился купол. В 1802 г. храм был построен, в 1803 г. освящен вновь.

После того, как в 1823 году Н.А.Ширай построил в Стародубе новую церковь во имя Святителя Николая, прежний храм стали называть Старо – Никольским.

До 1919 г. храм находился в ведении Черниговской Епархии Русской Православной Церкви. После того как в 1919г. Стародуб отошел к Гомельской губернии РСФСР, сведений об управляющей Епархии нет. С 1926 года и до 1929 года храм был в ведении Брянской Епархии русской Православной Церкви. Был закрыт в 1929 г. в период массового закрытия храмов, здание использовалось под склад. Согласно сообщению Стародубского горсовета в Президиум Брянского губисполкома от 1 апреля 1929 года о 2 закрытых храмах в городе, - один из них «церковь «Старый собор» как пришедшая в негодность, каковая подлежит разбору на снос». К сожалению, из-за отсутствия документов 30-хх гг. нет возможности проследить судьбу храма в те годы.

С 1987 года в храме возобновлено Богослужение. В настоящее время Свято – Никольский храм числится в числе памятников архитектуры, как объект культурно-исторического наследия, относится к Стародубскому благочинию Брянской Епархии Русской Православной Церкви.


Храм во имя Богоявления г.Стародуб Брянской области Клинцовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)


Богоявленская церковь на улице Фрунзе выполнена в стиле украинского
барокко. Ее строительства было начато в 1770 году, а закончено в 1789. В
XIX веке были возведены трапезная и колокольня. Если не считать реконструкции колокольни после урагана 1963 года, то этот храм дошел до нас в неизменном виде.

По свидетельству старожилов, храм был закрыт советскими властями в 1937 г. В 1941 г., когда в городе находились немецкие оккупационные войска, Богослужения были возобновлены. В 1963 г. от сильной бури, вместе с другими постройками города, пострадала колокольня храма. С 1963 по 1965 год храм был закрыт по причине проведения ремонтно-возстановительных работ.






Храм в честь Зачатия Праведной Анной с.Чубковичи Стародубского района Брянской области Клинцовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)


Храм в честь Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы своею
историей насчитывает много веков. Село Чубковичи было основано ещё в 10-ом веке от Рождества Христова. Выходит что и храм был построен в те давние времена. Построен на величественном насыпном кургане, в самом центре села. А оно было казачьим поселением. Само название «Чубковичи» содержит казачьи корни от слов «чуб», «чубы».

По преданиям, у казаков города Стародуба и села Чубковичи в своё время скрывался Емельян Пугачёв. После подавления «пугачёвского бунта» императрица Екатерина Вторая жестоко расправилась с казаками: в большинстве своём они были высланы. Так что храм быстро пришёл в запустение.

В это время в Чубковичах жила помещица Анна (Федоренкова) вместе со старушкой-матерью. Была девой, имела врождённую инвалидность, передвигалась с помощью костылей. Боголюбивая Анна видела «мерзость запустения на месте святом». И после смерти матери продала лес и имение и все вырученные средства вложила в возобновление храма. И он вновь стал величественным и прекрасным. Сама же Аннушка доживала свои земные дни на милостыню людскую, в ветхом амбарчике. Удостоилась быть погребённой у северных врат храма, где ныне стоит часовня. Около четырёхсот лет назад наш храм прославила своим явлением чудотворная Икона Божией Матери Чубковская (Смоленская) ОДИГИТРИЯ, что в переводе с греческого языка - ПУТЕВОДИТЕЛЬНИЦА. Сия Икона явилась косарям на огромном дубовом пне, из-под которого забил мощный родник, образовавший святую криницу. Когда Икону забрали во храм, Она не сразу осталась в нём: три раза Её вновь находили на святой кринице. И только когда жители села пришли крестным ходом, отложив все дела житейские, и отслужили молебен Пресвятой Богородице, чудотворная Икона навсегда заняла своё место в храме, где и обретается до сегодняшнего дня. В 1824 году Чубковская (Смоленская) Одигитрия спасла великое множество людей от бушевавшей тогда холеры, о чём пишется в книге «Картины церковной жизни Черниговской епархии» (Тип. Кульженко, г. Киев,1911 г.). Немало чудотворений и исцелений было от сего Святаго Образа с тех пор. Приходской совет продолжает поиски исторических сведений об этом и об истории храма. Надеемся, что с Помощью Божией, мы узнаем много интересных и полезных фактов об этом.


Храм в честь Воздвижения Креста Господня с.Артюшково Стародубского района Брянской области Клинцовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)


Кресто-Воздвиженская церковь в с.Артюшково была построена в 1749
году. В 1886 году к храму была пристроена колокольня.

На основании имеющихся метрических книг церкви с.Артюшково известно, что во второй половине XIX – нач.XX вв. в храме служили священники: Александр Булгаков (1882 – 1884), Феофил Григорович (1884 – 1886), Евфим Миролюбский (1886 – 1887), Александр Клиентов (1887 – 1894), Петр Полуянов (1894 – 1896), священник с.Балыкино Ипполит Тарасевич (1896 – 1900), Михаил Лукашевич (1900 – 19001), Иоанн Утешинский (1902 – 1905), Симеон Величковский (1905 – 1910), Павел абрамович (1910 – 1913), Борис Смоличев (1914 – 1916), Андроник Гончар (1917 – 1917), Петр Спасский и Иоанн Светов (1917).

С начала 1860-х годов при церкви действовала начальная школа, а в 1895 году открылась школа грамоты, при которой был организован школьный хор.

При описи имущества церкви с.Артюшково в 1923 г. была дана следующая характеристика храма: «Церковь деревянная на каменном
фундаменте, имеющая в длину 25 аршин; в ширину – 9.5 аршин; высоту – 26 арш. С правой и левой сторон имеет по одному деревянному приделу длиною и шириною по 9,5 аршин, а высоты – 8 арш. Церковь и приделы покрыты железом.

Колокольня устроена в связи с церковью деревянная, на деревянном фундаменте четырёхугольная, имеет в длину и ширину 5,5 аршин, высота – 31 аршин, покрыта железом.» (ф.1400, оп.1, д.28, л.1).

В 1925 г. Священник Кресто-Воздвиженской церкви Семен Борисович Черняховский был лишен избирательных прав как служитель культа.

В настоящее время церковь сохранилась и функционирует.


Храм во имя Георгия Победносца п. Десятуха Стародубского района Брянской области Клинцовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)


Церковь построена в строгом соответствии с потрясающей русской традицией возводить храмы на самом красивом и видном месте. Храм Георгия Победоносца в Десятухе будет служить людям путеводным маяком и в ночной темноте: он – единственный в области, имеет ночную подсветку.
Здесь всё по-европейски, аккуратно и продуманно – газоны, фонари, беседки, цокольный этаж в храме, где расположилась церковная лавка, потрясающая крестильня с настенной росписью, здесь же работает воскресная школа. Храм освящён в 2011 г. 10 июля.









Храм во имя Святителя Николая п. Яцковичи Стародубского района Брянской области Клинцовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)


Дата постройки храма отсутствует, ярких исторических сведений нет. Церковь в с. Яцковичи упоминалась еще в 1674 г. Дата постройки современного здания неизвестна, но оно существовало уже в 1811 г., после подвергалось ремонтам. В советское время церковь не закрывалась. Стены рублены из бревен и обшиты горизонтально тесом.
Фундамент кирпичный. В плане крестообразная. Южный и северный рукава креста завершаются фронтонами. Алтарь пятигранный. Основной объем перекрыт куполом без барабана, с главкой.
Трапезная выше основного объема. Над ней возвышается двухъярусная колокольня: глухой четверик звона с поставленным на него узким восьмериком (диагональные грани узкие) увенчанным шатром с изогнутыми по граням щипцами и шпилем. Декор фасадов очень скромный: фасады украшены полуциркульными окнами над папертями. Иконостас простой с элементами ампира.
В архивном фонде Черниговской Епархии в клировой ведомости храма этого села за 1910 год имеются следующие сведения: «Церковь построена неизвестно когда. Здание деревянное на каменном фундаменте с маковою колокольнею в одной связи, накрыта железом. Престол в ней один, утвари достаточно». В настоящее время в храме регулярно совершаются Богослужения.




Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы с.Понуровка Стародубского района Брянской области Клинцовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)


Немало событий довелось пережить Понуровке. Одни из них были
яркими, светлыми, радостными, а другие, напротив, печальными, вызывающими чувство горечи, досады и разочарования. Но ни первые, ни вторые забывать нельзя. Все минувшие события можно сравнить с разноцветной мозаикой, из которой и складывается полная картина под названием история.

Вначале жители Понуровки и её окрестностей собрались в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Людей переполняли смешанные чувства. После проведённых многолетних реставрационных работ здание церкви преобразилось. Были установлены купола и кресты, стены оштукатурены и покрашены, появились окна. Весь перечень работ перечислить сложно. Уж слишком в неприглядный вид пришла православная святыня к 90-м годам. Но самое главное, что её мощные намоленные стены оказались намного крепче неверия, возведённого в ранг государственной политики и грозившего не оставить от этой церкви и от всех остальных церквей камня на камне. В период так называемой «хрущёвской оттепели», которая для верующих обернулась самой настоящей «зимой с лютыми морозами», взорвали колокольню храма. Из её кирпичей решили вымостить одну из улиц села. С болью в сердце смотрели православные на происходившее кощунство.

У жителей Понуровки тогда появились тревожные опасения относительно судьбы церкви, которую могла постигнуть подобная участь. К счастью, никаких активных действий по уничтожению храма всё же предпринято не было. Строили раньше на совесть и, видимо, кто-то решил, что проще дождаться, когда здание со временем само обветшает и разрушится.

Такой расчёт не оправдался. Уцелевшие стены храма позволили начать реставрационные работы, о проведении которых просили жители Понуровки и окрестностей. Инициативу в 2005 году поддержал А. И. Касацкий, который в то время был главой администрации района. Так начались реставрационные работы.

Из святых образов в храме находились лишь икона Божией Матери Троеручица и икона с образом Спасителя, которые в числе немногих других чудом уцелели во время закрытия церкви. Они были установлены на переносных аналоях. После завершения реставрационных работ храм возобновил Богослужения. Жители с. Понуровка возвратили в восстановленную церковь сохранённые ими старинные иконы, которые находились в церкви до её закрытия. В 2019 году храм был освящен правящим архиереем епископом Клинцовским и Трубчевским Владимиром.


Храм во имя Архангела Михаила с.Солова Стародубского района Брянской области Клинцовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)


Церковь Михаила Архангела построена на кладбище вместо прежнего деревянного храма в 1785 г. по заказу владельца села, губернского предводителя дворянства С.М. Ширяя как фамильная усыпальница.
Кирпичная церковь в стиле барокко. Закрыта между 1929 и 1932. использовалась как зерносклад, обветшала. В 2007 настоятелем Зачатьевского храма с.Чубковичи протоиерем Игорем Овчинниковым и казаками Топальской сотни (пгт Климово) начато восстановление храма. С 2013г. по благославению епископа Клинцовского и Трубчевского Сергия храм и парковый комплекс преобразованы в женский монастырь. Вскоре появились монахи, но не надолго.
Расположена на кладбище на краю села. Сооружена в 1785 г. вместо прежнего деревянного храма по заказу владельца села, премьер-майора, губернского предводителя дворянства СМ. Ширая (1761-1841) как фамильная усыпальница. Возведена из кирпича и оштукатурена.
Интересный одноку-польный и крестообразный храм в стиле барокко, пространственная композиция которого при всей традиционности общей схемы для брянской архитектуры 18 в. отличается оригинальностью форм.
Невысокий четверик несет крупный восьмерик, завершенный полусферическим куполом с четырьмя люкарнами и небольшим декоративным барабанчиком. К четверику примыкают такой же высоты пятигранные апсида и боковые объемы, а также короткая квадратная в плане трапезная с невысокой двухъярусной колокольней.
Необычен сдвиг боковых пятигранников с поперечной оси к западу, на одну линию с соответствующими углами четверика, а также асимметричная пристройка с севера к апсиде. Стройная колокольня с глухим нижним четвериком и восьмигранным звоном увенчана куполом и сложным шатровым шпилем на тонком граненом барабане. Нарядный декор фасадов носит плоскостной характер. На углах объемов расположены парные пилястры с нишами-филенками на всю высоту, в завершении - антаблементы с раскреповками. У восьмерика на четырех основных гранях антаблемент имеет в центре легкий арочный изгиб, а над другими его гранями находятся фигурные люкарны купола.
Окна с лучковыми перемычками заключены в двухступенчатые обрамления с замковыми камнями и нишами вверху и внизу (восьмерик). Лишь убранство верхнего яруса колокольни отличается более сочной пластикой. Парные колонны с капителями и рас-крепованным над ними антаблементом украшают угловые грани, а над арками звона с архивольтами и замковыми камнями сделан еще один небольшой проем с полуциркульным верхом.
Внутри центральное помещение храма с тромпами при переходе к восьмерику имеет сомкнутый восьмигранный свод. Широким проемом оно объединено с трапезной; три узких прохода ведут в алтарь; более широкие боковые проемы сдвинуты с поперечной оси здания. Архитектурная отделка всех помещений выполнена в стиле барокко. Частично сохранились фрагменты настенной живописи. Ныне старинная церковь, ведущая свою историю с 18 века, постепенно восстанавливается.
Но пока сделано далеко не всё, но проводятся строительные работы, восстановлен иконостас, престол, жертвенник. После открытия храма из святых образов находились лишь икона Божией Матери Троеручица и икона с образом Спасителя, которые в числе немногих других чудом уцелели во время закрытия церкви. Они были установлены на переносных аналоях. Жители села Понуровки постепенно возвратили в восстанавливаемую церковь сохранённые ими старинные иконы, которые находились в церкви до её закрытия.



Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы п. Пятовск Стародубубского района Брянской области Клинцовской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)


Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Пятовск построен в 2011-2012 годах на месте разрушенного в советское время старинного деревянного храма.
Первый храм села Пятовск был разрушен в 1939 году.
В ноябре 2012 года впервые после более чем семидесятилетнего перерыва в Пятовске зазвонил церковный колокол и в новом деревянном храме Рождества Пресвятой Богородицы состоялась первая служба.
Новый храм был возведен практически на том месте, где располагался старый храм, который носил такое же название.
Храм освящён 21 апреля 2013 года.




Храм во имя Серафима Саровского при ФБУ ИК-5 г. Стародуб


Здание построено в 1898 г. под мужское духовное училище в настоящее время в нём размещаются заключённые колонии


НОВОСТИ БРЯНСКОЙ ЕПАРХИИ

 

Подробнее...

 

Подробнее...

 

Подробнее...

 

Подробнее...

 

Подробнее...

 

Подробнее...

 

Подробнее...

 

Подробнее...



Вверх

© Официальный сайт Стародубского благочиния. Яндекс.Метрика