Сайт действует по благословлению епископа Клинцовского и Трубчевского Владимира

    Меню
 


    Сегодня
 


    Наша Епархия
 

 13 ноября 2024
«Синичкин день» в воскресной школе при храме в честь Успения Пресвятой...
В воскресной школе при храме в честь Успения Пресвятой Богородицы г. Мглина воспитанники учатся любить Бога и ближних, а также заботиться о творении Б...
 13 ноября 2024
Праздник духовной поэзии. Конкурс чтецов «Русь Святая Православная» пр...
10 ноября в воскресной школе храма Святителя Николая г. Унеча состоялся благочиннический этап ежегодного конкурса чтецов Клинцовской епархии «Русь Свя...
 13 ноября 2024
Занятия в воскресной школе при храме в честь Успения Пресвятой Богород...
Закон Божий в ряду других предметов, преподаваемых детям в воскресной школе при храме в честь Успения Пресвятой Богородицы г. Мглина, является самым в...
 13 ноября 2024
Богослужение в Неделю 20-ю по Пятидесятнице в Успенском храме г. Мглин...
В Неделю 20-ю по Пятидесятнице православные мглинчане почтили день воскресный, посетив богослужение в Успенском храме г. Мглина.
Клинцовская и Трубчевская Епархия

    Православие.ру
 

Церковный суд Екатеринбургской епархии постановил извергнуть схиигумен...
Иеромонах Нил (Григорьев) - о ссылке в лагерях, клинической смерти и я...
Груз прошлого не дает жить по-новому. Что делать?
В Издательском Совете прошла научная конференция «Церковь и историческ...
«Житие преподобного Сергия Радонежского для детей с вопросами и задани...
Митрополит Иларион: Храм Святой Софии - достояние всего человечества
«Чтобы защищать свое Отечество, надо быть готовым защищать свою веру»
Годовщину преставления святителя Иоанна (Максимовича) молитвенно отмет...
«У Господа Свой сценарий»
Монастыри Псковской епархии открываются для паломников

    Ссылки
 

Патриархия.ru
Брянская Епархия
Клинцовская и Трубчевская Епархия

    Патриархат
 

 Пятн., 15 ноября 2024 г.
Издательство Московской Патриархии выпустило подарочный настенный кале...
Издание, посвященное жизни, служению и исповедническому подвигу святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, приурочено к общецерковным торжес...
 Четв., 14 ноября 2024 г.
В Ярославле представили проект «Спаси и сохрани», направленный на сохр...
13 ноября в Ярославле состоялась презентация проекта «Спаси и сохрани», направленного на сохранение разрушающихся храмов. Проект реализует...
 Четв., 14 ноября 2024 г.
Председатель ОВЦС встретился с Предстоятелем Иерусалимской Православно...
13 ноября по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата м...
 Четв., 14 ноября 2024 г.
В Калужской епархии состоялся пастырский семинар о помощи пострадавшим...
Его организовал социальный отдел Калужской епархии совместно с Синодальным отделом по благотворительности, Православным Свято-Тихоновским гуманитарным...
Московский патриархат

Новомученики и исповедники Стародубской земли


Дамаскин


Епископ Русской православной церкви, епископ Глуховский, викарий Черниговской епархии. Прославлен в лике святых Русской православной церкви в августе 2000 года.
15 сентября – день памяти священномученика Дамаскина (Цедрика), епископа Стародубского.
В этот день как святого воспоминают священномученика Дамаскина, когда-то жившего на Стародубской земле.


















Священномученик Дамаскин, епископ Стародубский, викарий Черниговской епархии (в миру Цедрик Дмитрий Дмитриевич)


Родился в 1877 году в городе Маяки Одесского уезда Херсонской губернии в семье почтового чиновника.
Димитрий окончил Духовную Семинарию, затем Владивостокский сельскохозяйственный институт со специальностью агронома, и Казанский институт восточных языков. Вскоре он принял монашеский постриг с именем Дамаскин и поступил служить миссионером при Пекинской Духовной Миссии. В 1914 году отец Дамаскин отправился на фронт и состоял в отряде Красного Креста на Кавказе.
В 1918 году в Орловской губернии его арестовали и приговорили к «высшей мере наказания», но расстрела ему удалось избежать. В это же время был расстрелян его брат священник Николай за бесстрашное обличение большевиков.
Некоторое время отец Дамаскин проживал в Киевском Михайловском монастыре, являясь епархиальным миссионером и слушателем Киевской Духовной Академии. В 1919 году он был возведён в сан иеромонаха архиепископом Симферопольским и Таврическим Димитрием (князь Абашидзе). В 1920 году отца Дамаскина назначают настоятелем Балаклавского Георгиевского монастыря в Крыму с возведением в сан архимандрита. Вскоре, в том же году он опять был арестован вместе с Владыкой Димитрием, но через несколько месяцев был освобождён и выслан из Крыма.
Отец Дамаскин успешно боролся с обновленчеством. 14 сентября 1923 года он был хиротонисан лично Патриархом Тихоном в епископа Стародубского, и с этого времени управлял также Черниговской епархией и Глуховским викариатством. После неоднократных арестов в эти годы Владыка был так измучен заточением и допросами, что на всенощной вынужден был помазать народ сидя. В алтаре с ним случались сердечные приступы, но на следующий день он снова служил, видя в богослужении свою единственную радость. В 1924 году Владыка высылается властями в Харьков, а с сентября 1925 года живёт в Даниловом монастыре в Москве без права выезда. Но уже в ноябре 1925 года Святитель был арестован вновь по делу священномученика митрополита Петра (Полянского, память 27 сентября). По постановлению Г.П.У. (от 8 мая 1926 года) Владыка был приговорён к трём годам ссылки в Туруханский край, но до августа 1926 года содержался в Бутырской тюрьме в столице, затем жил в Красноярске и посёлке Полой Красноярского края (за Северным Полярным кругом). Здесь ему пригодилась должность агронома, которую он получил в молодости — завёл огород, спасаясь выращенной им самим зеленью от цинги.
Крохотный, полуразрушенный домик он вместе с келейником исправил сам. Здесь его застало известие об издании в 1927 году митрополитом Сергием «Декларации». Владыка был так потрясён ее содержанием, что пишет около 150 писем по этому поводу, отправив с ними своего келейника-связника. Зимой 1928 года, когда мимо Полой везут митрополита Кирилла (Смирнова), происходит встреча двух будущих священномучеников, которые после непродолжительной беседы стали друзьями.
О своём пребывании в тюрьмах Владыка не рассказывал, отвечая на вопросы так: «А что же, там люди хорошие, я и сейчас готов опять, туда», — считая, как и многие архиереи, что на свободе в это время было нравственно хуже, чем в заключении.
После освобождения в ноябре 1928 года, Владыка был принят в Москве митрополитом Сергием, после чего сразу отделился от него, примкнув первоначально к «даниловской» группе. Владыка обратился к митрополиту Сергию с резким посланием, обличая его призыв выражать «благодарность к Советскому правительству за... внимание к духовным нуждам Православного населения»: «За что благодарить? — вопрошает Святитель. — За неисчислимые страдания последних лет? За храмы, попираемые отступниками? За то, что погасла лампада преподобного Сергия? За то, что драгоценные для миллионов верующих останки преподобного Серафима, а ещё ранее — останки святых Феодосия, Митрофана, Тихона и Иоасафа подверглись неимоверному кощунству? За то, что замолчали колокола Кремля? За кровь митрополита Вениамина и других убиенных? За что?».
Владыка поселился в Стародубе, и предлагаемых ему назначений не принимал. Оттуда он послал летом 1929 года преданного человека к митрополиту Петру (Полянскому, память 27 сентября), находящемуся в ссылке в посёлке Хэ. Он просил у Святителя, как у законного Главы Церкви разъяснения многих вопросов церковной жизни и передал Владыке письма митрополита Кирилла (Смирнова) и других архиереев к митрополиту Сергию по поводу его Декларации.
Для митрополита Петра многое, сообщённое Владыкой, было новостью, он передал ответ только на словах, но слова его, по свидетельству посланца, совпадали со словами самого Владыки. Через этого посланного митрополит Пётр устно передал следующее: «1. Вы, епископы, должны сместить митр. Сергия. 2. Поминать митр. Сергия за богослужением не благословляю» (см. жур. «Русский Пастырь». № 19. II-1994. С. 79-80).
В письме к митрополиту Кириллу Владыка так оценивал сложившуюся ситуацию: «Совершается Суд Божий над Церковью и народом Русским... Совершается отбор тех истинных Воинов Христовых, кои только и смогут... противостоять самому Зверю. Времена же приблизились, несомненно, апокалиптические... Все наши усилия теперь должны быть направлены на установление прочных связей между пастырями и пасомыми... и по возможности исправить совершённый грех путём противодействия злу до готовности даже кровью смыть грех свой...».
В своих посланиях к верующим Владыка отмечал упорство, с каким митрополит Сергий продолжал игнорировать мнение подавляющего числа иерархов и церковного народа, несогласных с его курсом. Даже когда стало очевидно, что курс легализации церковной администрации провалился, митрополит отказывался признать свою ошибку. «Неисчислимы, бесконечно тягостны внутренние последствия Декларации — этой продажи первородства Истины за чечевичную похлёбку лживых и неосуществимых благ», — писал Владыка.
В 1929 году он сблизился с киевскими сторонниками священномученика митрополита Иосифа (Петровых, память 7 ноября) и архиепископом Димитрием (Любимовым, память 4 мая), с которым вёл переписку. В том же году он отказался от предложения митрополита Серафима (Чичагова) быть его помощником, потому что «как и раньше, не хочет никаких Сергиевских предложений».
К этому времени у Владыки ясно созревает мысль, он повторяет в своих письмах и посланиях: «христианство на Руси должно уйти в подполье». Влияние на широкие народные массы стало невозможно. Нужно спасать малое стадо. Масса же будет что всё-таки где-то есть «прибежище отвергнутой миром Правды, где мерцает Свет Невечерний». «Без суесловия и громких фраз, — писал Владыка, — создайте сначала малое ядро из немногих людей, жаждущих Христа, которые готовы претворять Евангельский идеал в своей жизни. Объединяйтесь для благодатного руководства вокруг достойных пастырей, и давайте каждый в отдельности и все вместе приготовимся для ещё более верного служения Христу... Несколько людей, объединенных такой жизнью, уже есть малая Церковь, Тело Христово, в котором обитает Его Дух и Любовь»
. Вновь Владыка был арестован в ноябре 1929 года по доносу Стародубского благочинного и по постановлению Г.П.У. приговорён к 10 годам лагерей. В июне 1930 года Владыка был отправлен в заключение на Соловки, откуда был освобождён в 1933 году. После освобождения он возглавлял ряд иосифлянских общин на Украине и в самой России, назначал благочинных в Киеве и Вятской епархии, собирая малое стадо. Хотя Владыка перешёл на нелегальное положение, он не снимал рясы, не стриг бороды и волос.
Снова Святитель был арестован в сентябре 1934 года в Херсоне и по постановлению Н.К.В.Д. приговорён к 3 годам ссылки в Северный край, где окормлял духовных чад недавно скончавшегося священномученика епископа Виктора (Островидова).
В одном из писем Владыка сообщал своим чадам о позиции митрополита Петра (Полянского) так: «Извещаю вас, что дедушка Пётр предложил митрополиту Сергию распустить незаконный Синод свой, изменить своё поведение и принести покаяние перед Церковью и собратьями» (это письмо из следственного дела епископа Дамаскина, л. 55). Когда на допросах Владыку спросили, какой церковной ориентации он держится, то после заявления, что он не признаёт митрополита Сергия законным предстоятелем Церкви, он услышал такое замечание чекиста-следователя: «Пока вы не перестанете так рассуждать, не перестанут создаваться контрреволюционные дела против вас».
В июне 1935 года Владыка написал послание к иосифлянским священникам с указанием о необходимости полного перехода на нелегальное положение Церкви. Святителя, находящегося в ссылке в Архангельске, вновь арестовали в начале 1936 года и по постановлению Н.К.В.Д. приговорили к заключению в лагеря. В заключении в Карагандинском лагере (Казахстан) он работал бухгалтером. В это время уже были запрещены и посылки заключённым и переписка с ними. Владыку с разными этапами переводили с места на место. Отстающих по дороге пристреливали: Святитель, чтобы спасти от этого своего друга-соузника, священника Иоанна, донёс его на себе до стоянки. По постановлению Тройки У.Н.К.В.Д. по Карагандинской области (от 10.09.1937) Святитель был приговорён к расстрелу. Он принял мученическую кончину, будучи расстрелян 2 (15) сентября 1937 года в Караганде.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.







Священномученики Алекса́ндр Левицкий, Алекси́й Тютюнов, Иоа́нн Никольский и Корни́лий Удилович, пресвитеры


















Священномученик протоиерей Александр Петрович Левицкий

Родился в 1868 году в селе Мишковка Стародубского района Орловской области в семье священника. В 1892 году он окончил Черниговскую Духовную Семинарию. 28 апреля 1893 года Преосвященным Сергием (Соколовым †1893), Епископом Черниговским и Нежинским, был рукоположен во священника к храму во имя Святых Праведных Захарии и Елисаветы города Стародуб.
С этого времени священник Александр преподавал Закон Божий в Стародубском городском училище, а также состоял членом правления этого училища. В 1897-98 годах священник Александр Левицкий принимал участие в народных чтениях Православного Палестинского общества, посвященных знакомству со Святой Землей, проводимых в городе Стародуб. С 1896 по 1898 год он был членом комитета по построению нового здания для Стародубского Духовного Училища. За труды по строительному комитету Преосвященным Антонием (Соколовым, †1911), Епископом Черниговским и Нежинским, 19 октября 1900 года о. Александр был награжден набедренником.
При обозрении храмов Стародубского уезда тем же Преосвященным сделана заметка в ведомости о храмах: «Священнику Елисаветинской церкви г. Стародуба Александру Левицкому за труды по учительству своих пасомых для поощрения его труда и для соревнования труда, выразить признательность епархиального начальства». За труды на пастырском поприще Преосвященным Епископом Антонием 4 марта 1904 года иерей Александр был награжден скуфьей, а за труды по гражданскому ведомству 6 мая того же года Священным Синодом был награжден камилавкой. Впоследствии он был возведен в сан протоиерея. К 1910 году у о. Александра и его матушки Анны Ивановны было шестеро детей: сыновья Петр, Николай и Сергий; дочери Юлия, Мария и Екатерина.
К 1937 году протоиерей Александр служил в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы в городе Стародуб. 20 октября 1937 года он был арестован по вымышленному обвинению в контрреволюционной деятельности и заключен в тюрьму города Стародуб.






Священномученик протоиерей Митрофан Феодосиевич Корницкий

Родился в 1873 года в местечке Троянов Житомирской губернии в семье псаломщика. Окончил Духовное Училище и был рукоположен во священника. У о.Митрофана и матушки Надежды было шестеро детей: дочери Ольга и Мария, сыновья Петр, Феодор, Евгений и Павел. Служил он в местечке Оеники, селе Янковцы и селе Клишки Черниговской губернии. С 1915 года о. Митрофан служил в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы села Медведово Стародубского уезда Черниговской губернии. В конце 1920-х годов он был возведен в сан протоиерея.
В 1929 году храм закрыли и через некоторое время разрушили. Протоиерея Митрофана перевели в храм в честь Похвалы Пресвятой Богородицы села Логоватое Стародубского уезда. Здесь он служил в течение года, пока не закрыли и этот храм, а затем был переведен в храм во имя Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца села Ярцево Стародубского уезда.
После закрытия храма в селе Ярцево протоиерей Митрофан был назначен настоятелем храма во имя Архистратига Божия Михаила города Стародуб. 20 октября 1937 года о. Митрофан был арестован по обвинению в систематической агитации против советской власти и заключен в тюрьму города Стародуб.






Священномученик иерей Алексий Михайлович Тютюнов


Родился в 1892 году в городе Стародуб в семье кустаря-сапожника. Окончил сельскую школу. До 1924 года он вместе с отцом занимался сапожным делом в своем доме. В то время, когда с 1917 года было воздвигнуто гонение на Русскую Православную Церковь, Алексей Михайлович решает посвятить свою жизнь служению Богу. В 1925 году его рукоположили в сан священника.
Тогда этот шаг неминуемо был связан с мученичеством или исповедничеством. Не сохранилось сведений о его церковной жизни до рукоположения, но можно предположить, что он был усердным прихожанином, общался с духовенством и занимался самообразованием. К 1937 году священник Алексий служил в храме в честь Святого Богоявления города Стародуб. Матушка о.Алексия Бородулина Елисавета Никифоровна и дочь Ирина жили в городе Новгород-Северский Черниговской области.
22 октября 1937 года о. Алексий был арестован и заключен в тюрьму города Стародуб. Его необоснованно обвиняли в систематической контрреволюционной деятельности.






Священномученик иерей Иоанн Степанович Никольский


Родился в 1866 году в селе Паниковицы Трубчевского уезда Орловской губернии в семье дьячка. Окончил Орловскую Духовную Семинарию. С 1891 года служил священником. Черниговские Епархиальные Ведомости 3 мая 1894 года сообщают, что «перемещен на праздное священническое место при Рождество-Богородицкой церкви с. Сетолова Мглинского уезда священник Георгиевской церкви с. Кистра Стародубского уезда Иоанн Никольский».
В 1896 и 1897 годах он упоминается как член Стародубского уездного отделения Епархиального училищного совета. После большевистского переворота, когда начались гонения за веру в Бога, он выступал на диспутах в защиту Православной веры.
Ко времени ареста в 1937 году о. Иоанн служил в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы города Стародуб. Матушка его к тому времени уже умерла, сестра Наталья жила в городе Стародуб, дочь Александра с мужем, учителя средней школы - в городе Гжатск Смоленской области.
20 октября 1937 года иерей Иоанн был арестован и заключен под стражу в Стародубскую тюрьму. Его обвинили в антисоветской агитации.






Священномученик иерей Корнилий Иванович Удилович


Родился в 1877 году в селе Старое Тумашевского уезда Люблинской губернии (Польша) в семье священника. В 1903 году окончил Волынскую Духовную Семинарию. В 1907 году был рукоположен во священника. С 1929 года служил в храме во имя Святителя Василия Великого села Дедово Стародубского района. Матушка его, Лидия Васильевна Якубовская, была дочерью священника. 20 октября 1937 года о. Корнилий был арестован по обвинению в антисоветской агитации и заключен в Стародубскую тюрьму.
Все священники не признали себя виновными в вымышленных обвинениях, но 22 ноября особая тройка при управлении НКВД по Орловской области приговорила их к разстрелу с конфискацией лично принадлежащего им имущества. 7 декабря 1937 года, в день памяти Великомученицы Екатерины, Священномученики Александр, Митрофан, Алексий, Иоанн и Корнилий были разстреляны в городе Клинцы Брянской области. Место их погребения неизвестно. 10 июня 1958 года они были реабилитированы постановлением президиума Брянского областного суда.
На основании изследовательских трудов сотрудников Отдела Агиологии Брянского Епархиального Управления были поданы материалы в отношении Стародубских священников в Синодальную комиссию по канонизации Святых.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2005 года протоиереи Александр Левицкий и Митрофан Корницкий, иереи Алексий Тютюнов, Иоанн Никольский и Корнилий Удилович были причислены к лику Святых и включены в Собор Новомучеников и Исповедников Российских XX века.


НОВОСТИ БРЯНСКОЙ ЕПАРХИИ

 

Подробнее...

 

Подробнее...

 

Подробнее...

 

Подробнее...

 

Подробнее...

 

Подробнее...

 

Подробнее...

 

Подробнее...



Вверх

© Официальный сайт Стародубского благочиния. Яндекс.Метрика